Вода, хранящаяся во внутренних слоях Земли, может быть более обильной, чем думали ученые раньше.
При экстремальных температурах и давлениях, существующих далеко под землей, вода распадается на составляющие ее элементы, водород и кислород, которые химически связаны с кристаллической структурой породы. Но для геофизиков это все еще вода, независимо от формы, которую она принимает. Сколько же этой воды захоронено под поверхностью?
В начале карьеры геофизика Стивена Якобсена его научным руководителем был Джозеф Смит, геолог, который продемонстрировал, что минерал, называемый вадслеитом, теоретически может содержать значительное количество воды. Вадслеит и его родственник, рингвудит, являются двумя основными компонентами переходной зоны между верхней и нижней мантией Земли – примерно на 400-660 км ниже поверхности. Когда он приступил к собственным исследованиям в середине 1990-х годов, Якобсен хотел знать: сколько воды на самом деле может храниться в этих обильных минералах?
Поскольку вадслеит и рингвудит обычно не существуют на поверхности, Якобсен провел почти 15 лет, синтезируя их в своей лаборатории, моделируя условия высокой температуры и высокого давления, обнаруженные за сотни км ниже поверхности нашей планеты. Он изучил эти выращенные в лаборатории минералы, чтобы определить, как быстро сейсмические волны могут проходить через образцы, содержащие различное количество воды – информацию, которую он позже использовал для оценки содержания воды в подземных породах.
Он подтвердил, что минералы действительно могут содержать заметное количество элементов воды, включенных в структуру камней «как вода или молоко, выпекаемое в пирог». Но поскольку его оценки были намного выше, чем большинство экспертов считали правдоподобными, он не решался публиковать свои результаты, пока не проверил их.
Все изменилось в 2014 году, когда Грэм Пирсон из Университета Альберты сообщил о своем исследовании крошечного алмаза, добытого в Бразилии. Образованный в переходной зоне, алмаз имел крошечный кусочек рингвудита внутри. И в этом рингвудите? Около 1 процента воды от общего веса.
Это может показаться не таким уж большим процентом, но учитывая распространенность этого минерала в переходной зоне, Якобсен подтвердил свою гипотезу о том, что в переходной зоне много H2O. Между тем эксперименты Якобсена показали, что присутствие воды в рингвудите понизит температуру плавления горной породы в основании переходной зоны. Это означает, что водоносная порода там с большей вероятностью содержит жидкие пятна – не потому, что она влажная, а потому, что ее части расплавлены. Примерно в то же время Якобсен к тому времени на своей нынешней должности в Северо-Западном университете объединился с геофизиком Университета Нью-Мексико Брэндоном Шмандтом. Шмандт изучал мантию с помощью USArray, которая включает в себя сеть из 400 портативных сейсмографов. «Если в мантии так много воды», – сказал Якобсен Шмандту, – «там должны быть расплавы» – кусочки магмы смешались в твердой породе.
Собирая свои данные, исследователи выявили обширные участки расплавленного материала в пределах переходной зоны и чуть ниже ее – результаты, которые были опубликованы через три месяца после открытия алмазов Пирсоном. К тому времени стало все яснее, заключил Якобсен, что «переходная зона полна воды».
Сколько воды? Если образец рингвудита является репрезентативным, это означает, что воды примерно в два раза больше, чем во всех океанах на поверхности Земли, говорит он. Только одна из этих «океанических масс» соответствует примерно 1,5 миллиарда миллиардов тонн (или более 350 миллиардов миллиардов галлонов) .
И дело далеко не закрыто: признаки дополнительной воды с тех пор были найдены как выше, так и ниже переходной зоны. В 2016 году Якобсен, на этот раз работавший вместе с Пирсоном, получил еще один бриллиант из глубин Бразилии. Этот камень был добыт более чем в 900 км вниз в нижней мантии, а затем взлетел на поверхность в результате извержения вулкана около 90 миллионов лет назад.
Вместо рингвудита этот алмаз имел дефект, состоящий из ферропериклаза – одного из основных компонентов нижней мантии. Ферропериклаз содержал лишь небольшую долю воды по весу. Но учитывая размер нижней мантии, составляющей половину общей массы планеты, Якобсен полагает, что в нем может находиться еще одна океанская масса воды, распределенная среди скал этого слоя.
Вся эта вода под поверхностью Земли не просто сидит на месте: она движется, тянется вместе с тектоническими плитами. Большое известие пришло в 2018 году от Дуга Винса и его коллег из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, которые следили за Марианской впадиной – впадиной, которая включает в себя самую низкую точку океанов, глубиной около 11 км. Там Тихоокеанская плита погружается далеко под соседнюю плиту Филиппинского моря посредством процесса, называемого субдукцией, доставляя огромное количество поглощенной воды с собой в верхнюю мантию.
Команда Винса использовала сеть из 20 сейсмографов на дне океана для измерения содержания воды в подстилающих мантийных породах и обнаружила, что количество воды, отложившейся на 60-100 миль ниже морского дна, было более чем в четыре раза выше предыдущих оценок. По словам Якобсена, распространение их результатов на все зоны субдукции в мире позволяет предположить, что поступления морской воды в мантию представляют собой нечто вроде одной океанской массы воды.
«У нас одна океанская масса в океанах, другая в верхней мантии», – объясняет Якобсен. «Давайте предположим, что в переходной зоне есть еще две. В общей сложности это пять океанских масс».
И это даже не учитывает ядро нашей планеты, которое может содержать дополнительные водные компоненты, хотя к этому внутреннему региону трудно получить доступ с помощью современных технологий.
«Это что-то для будущих поколений», – говорит Якобсен. «Но теперь, когда мы увидели черную дыру, все возможно».
Подсчет количества скрытых океанов – это больше, чем просто игра чисел.
«Вода так же важна для работы внутренних частей Земли, как и для процессов на поверхности Земли», – отмечает геофизик Колумбийского университета Донна Шиллингтон в статье 2018 года.
«Это делает камни менее жесткими и более текучими, что делает возможной тектонику плит», – объясняет геофизик из Университета штата Огайо Венди Панеро.
Тектоника плит, в свою очередь, является ключевой частью того, что делает нашу планету пригодной для жизни; это похоже на гигантскую конвейерную ленту, которая способствует постоянной циркуляции тепла, воды и химикатов. Более того, говорит Панеро, «она в значительной степени ответственна за поддержание стабильного климата Земли в течение миллионов лет».
В начале своей карьеры Якобсен не заботился о том, откуда взялась вода Земли – он говорит, что этот вопрос «обсуждался во всех основных религиозных текстах, включая Коран и Ветхий Завет». Но по мере роста оценок подземных вод он начал более внимательно следить за скоростью, с которой вода может переноситься на большие глубины посредством тектоники плит и субдукции. Его расчеты показывают, что может потребоваться миллиарды лет, примерно возраст нашей планеты, чтобы переместить воду из океанов в мантию.
По этой причине Якобсен ставит под сомнение вывод, который приняли многие астрономы: а именно, что большая часть земной воды доставлялась на поверхность планеты астероидами и кометами. Вместо этого он полагает, что существенные количества должны были быть здесь с момента образования планеты, и что большая часть воды в наших нынешних океанах была «выжата» из камней внизу.
«Что здорово в этой истории, так это то, что мы привыкли смотреть в космос, размышляя о происхождении воды на Земле», – говорит Якобсен. «Но когда мы пристально смотрим вглубь планеты, на тысячу и более километров вниз, мы находим подсказки изнутри об источниках этой драгоценной жидкости».
Вас также может заинтересовать:
На дне Тихого океана есть место, где “гибнут” сотни гигантских космических кораблей
Новый систематический обзор, опубликованный в журнале Addictive Behaviors, не подтверждает тезис о том, что каннабис… Читать далее
Рост сосудов в костном мозге черепа на протяжении всей жизни приводит к увеличению выработки клеток… Читать далее
Исследование Тель-Авивского университета может изменить наше понимание того, как люди учатся и формируют память, особенно… Читать далее
Эти сайты расширят ту область, которую вы можете охватить своим взглядом в пространстве-временном континууме. Линейка… Читать далее
Новое исследование ставит под сомнение вековое представление о терпении как о моральной добродетели, показывая, что… Читать далее
3D-модели Australopithecus afarensis указывают на мышечные адаптации, которые сделали современных людей лучшими бегунами. Древние родственники… Читать далее