Эдвард Дженнер. Картина маслом.
Имя врача Эдварда Дженнера должно быть больше нарицательным, он искоренил болезнь, уносившую 50 миллионов человек в год в конце 18 века (летальность 10-30 процентов). Он спас невероятное количество жизней, возможно, миллиарды, создав первую в мире вакцину от оспы. Возможно, он спас больше жизней, чем любой другой человек в истории. Однако по современным меркам его могли бы счесть очень неэтичным доктором.
В 1796 году в Англии свирепствовала оспа, особенно в густонаселенных городах, где инфекция легко распространялась. Лекарства не существовало, и в то время единственным разработанным методом борьбы с ней было намеренное заражение людей небольшой дозой оспенного гноя(процесс известный, как вариоляция) в, надежде, что разовьется легкая инфекция, а затем выработается иммунитет.
В случае Дженнера в возрасте 8 лет его бросили в конюшню с другими инфицированными мальчиками, некая игра в русскую рулетку на выживание и иммунитет. Хотя его преследовали детские переживания и неблагоприятные последствия для здоровья, которые оставались с ним на протяжении всей его жизни, Дженнер стал врачом и сам совершал вариоляцию в своей практике в сельском Беркли, Англия.
Дженнер, как и другие ученые того времени, был заинтригован слухами о том, что доярки невосприимчивы к оспе. Считалось, что молочные фермеры не могут заразиться гораздо более опасной оспой после заражения коровьей оспой – инфекцией коров. В мае 1796 года доярка Сара Нельмес вошла в офис Дженнера, чтобы спросить его о сыпи на руке. Он диагностировал у нее коровью оспу, и она подтвердила, что одна из ее коров недавно переболела этой болезнью. Дженнер увидел в этом возможность проверить действительно ли она дает иммунитет от другой оспы, пока у пациентке все еще была живая инфекция.
Вот, где мы достигаем части с этическими проблемами, по крайней мере, по современным стандартам. Он решил проверить свою гипотезу, введя гной зараженной доярки 8-летнему сыну своего садовника, юному Джеймсу Фиппсу.
Молодой Фиппс, как и ожидалось, заболел, и ему понадобилось 10 дней, чтобы вылечиться от коровьей оспы. Не сумев убить мальчика, Дженнер снова попытал счастья и на этот раз заразив Фиппса настоящей оспой. Это был огромный риск. Если он ошибся, кто будет косить ему газон?)
К счастью для лужайки Дженнера и ребенка Фиппса, это сработало. Однако на всякий случай он еще 20 раз помазал мальчику свежие порезы оспенным гноем. Фиппс каждый раз не проявлял никаких признаков инфекции. Он был невосприимчивым.
Статья Дженнера на эту тему была фактически отклонена для публикации с первого раза из-за очень небольшого размера выборки из одного (по общему признанию, довольно заполненного гноем) мальчика. Он искал других добровольцев, но желающих почему-то было мало, поэтому сделал прививку своему сыну, а также нескольким бедным сельскохозяйственным рабочим и их детям. Позже он провел общенациональный опрос людей, переболевших коровьей оспой и они оказались невосприимчивыми к ней, что подтвердило его теорию.
Были и другие, у которых была такая же идея, и они успешно делали прививки от оспы с помощью коровьей оспы, но именно Дженнер известен как «отец иммунологии», который убеждал людей во всем мире использовать вакцинацию, а не потенциально смертельную альтернативу.
* Не считая тех, кто издевался над ним и рисовал сатирические карикатуры на людей, превращающихся в коров:
Во время экспериментов Дженнера никто не высказывал этических опасений по поводу того, как он обращался с мальчиком или другими «добровольцами» (тогда информированное согласие не было такой уж большой проблемой). Основная критика его работы заключалась в следующем: «Это мерзость пред Господом».
«Доктор Дженнер, я должен выразить беспокойство. Я считаю, что ваш проект противоречит естественному порядку», – однажды сказал ему ректор Беркли.
Нет сомнений в том, что сегодня Эдварда бы посадили, но для времени Дженнера это не было чем-то необычным и это бледнеет по сравнению с другими экспериментами, проводившимися примерно в этот период, немного ранее. Например, в 1721 году Чарльзу Мейтленду было разрешено испытать вариоляцию на заключенных, за что они были удостоены благосклонности короля и освобождены. В эксперименте участвовали инфицированные дети, которые неделями спали в кроватях с заключенными.
Тем не менее стоит отметить, что герой статьи приобрел коттедж для семьи Фиппсов, в котором с 1968 по 1982 год размещался музей Эдварда Дженнера. Фиппс присутствовал на похоронах Дженнера 3 февраля 1823.
Хоть и история с первой в мире вакциной сомнительна по сегодняшним меркам, все же врач спас человечество от огромного количества потенциальных страданий и внес свой вклад в единственное инфекционное заболевание, которое человечество когда-либо успешно искоренило. Мы, вероятно, можем воздержаться от того, чтобы называть его придурком.
Триллионы микроорганизмов, обитающих в желудочно-кишечном тракте человека, - микробиом кишечника - оказывают мощное влияние на… Читать далее
В реальных числовых данных вероятность того, что первая цифра любого числа будет равна 1, составляет… Читать далее
Белки, витамины и минеральные вещества в мясе делают его наиболее подходящей пищей для оптимального физического… Читать далее
Группа исследователей из Китая впервые сообщила о рождении живой обезьяны, содержащей высокую долю клеток, полученных… Читать далее
При исследовании гранул из переработанного пластика, собранных в 13 странах, ученые обнаружили сотни токсичных химических… Читать далее
Паук-серебрянка, или водяной паук(лат. Argyroneta aquatica) - уникальный воздуходышащий паук, который практически всю жизнь живет… Читать далее