Общество

Украина потеряла 18% ученых из-за войны

Лайнуть/Поделиться

Из тех ученых, которые остались в Украине, если они еще живы, около 15 % ушли из науки, а у остальных мало времени на исследования в условиях войны.

До раннего утра 24 февраля 2022 года украинский ученый Елена Ярмош не верила, что в Украину вторгнется Россия. Ярмош выросла в Харькове, своем любимом городе на востоке Украины, всего в 40 км от российской границы, где она проработала более 16 лет преподавателем в сфере высшего образования, прежде чем бежать в Швейцарию. Около пяти утра она проснулась от звуков бомбежки, надеясь, что это всего лишь громкие звуки технического обслуживания на местной электростанции.

“Мой город после бомбежек выглядит хуже, чем после двух оккупаций немецкими войсками”, – говорит Ярмош.

Ярмош оставалась в своей квартире во время бомбардировок в течение девяти дней, а затем бежала на запад, сначала в Западную Украину, пока бомбардировки не начались и там. Затем она бежала в Швейцарию, продолжая преподавать в Интернете, и в конце концов получила временную должность в Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) вместе с Гаэтаном де Рассенфоссом.

Тем временем де Рассенфосс и его команда решили оценить влияние войны на украинские исследования с помощью одного из самых масштабных опросов, проанализировав ответы примерно 2500 украинских ученых осенью 2022 года. Результаты исследования опубликованы в журнале Humanities and Social Sciences Communications.

“Наш опрос показывает, что Украина потеряла почти 20 % ведущих ученых, таких как Елена”, – объясняет де Рассенфосс из Колледжа менеджмента технологий EPFL, который смог нанять Ярмош для работы в своей лаборатории в качестве приглашенного профессора.”Многие из этих ученых-эмигрантов имеют нестабильные контракты в принимающих их учреждениях. Из тех ученых, которые остались в Украине, если они еще живы, около 15 % ушли из науки, а у остальных мало времени на исследования в условиях войны”.

Исследователи EPFL обнаружили, что исследовательский потенциал в Украине, то есть время, непосредственно посвященное научной деятельности, сократилось на 20%. В исследовании сообщается, что 23,5 % ученых, все еще находящихся в Украине, потеряли доступ к важнейшим материалам для своих исследований, а 20,8 % не могут физически попасть в свое учреждение. Де Рассенфосс и его коллеги подчеркивают в исследовании, что “предоставление большего количества и более длительных стипендий становится первостепенной задачей” для ученых-мигрантов. Что касается ученых, которые все еще находятся в Украине, то в исследовании говорится, что “институты по всей Европе и за ее пределами могут предложить множество программ поддержки, таких как программы удаленного посещения, доступ к электронным библиотекам и вычислительным ресурсам, а также гранты на совместные исследования”.

“С чисто академической точки зрения переезд за границу может стать возможностью для совершенствования ученого, поскольку, как показало наше исследование, пребывание за границей означает знакомство с новинками”, – продолжает де Рассенфосс.

Сейчас Ярмош работает в UNIL по временному контракту и живет в Швейцарии, пытаясь жонглировать ограничениями, налагаемыми контрактами с работодателем, и своим временным швейцарским разрешением.

“В Украине, с моим уровнем образования, у меня было гораздо больше вариантов, из которых я могла выбирать. В Швейцарии я менее разборчива в выборе работы и знаю, что каждая возможность будет для меня положительным опытом”. Ярмош продолжает: “Несмотря на войну, Украина делает многое для того, чтобы исследователи и ученые были трудоустроены. Образование на востоке и юге Украины полностью переведено в режим онлайн. Украинские университеты по-прежнему хотят удержать нас. Они приглашают нас на мероприятия, просят руководить и продолжать исследования. Это большая привилегия для всех преподавателей и исследователей. Они пытаются сохранить университетское образование для молодежи”.

“В целом наше исследование показывает, что украинские ученые все больше и больше отрываются от украинского научного сообщества, и это опасно для будущего Украины и украинских исследований”, – предупреждает де Рассенфосс. “Политики должны предвидеть обновление украинской исследовательской системы, чтобы ученые могли вернуться и подготовить следующее поколение украинских ученых”.

Исследование: Gaétan de Rassenfosse, Tetiana Murovana, Wolf-Hendrik Uhlbach. Humanities and Social Sciences Communications, 2023. http://dx.doi.org/10.1057/s41599-023-02346-x

Редакция

Метки: История

Недавние публикации

Костный мозг черепа расширяется на протяжении всей жизни и практически не стареет

Рост сосудов в костном мозге черепа на протяжении всей жизни приводит к увеличению выработки клеток… Читать далее

05/01/2025

Перетягивание каната в мозге: выбор между классическим и оперантным обучением

Исследование Тель-Авивского университета может изменить наше понимание того, как люди учатся и формируют память, особенно… Читать далее

27/12/2024

Сайты, расширяющие кругозор, буквально

Эти сайты расширят ту область, которую вы можете охватить своим взглядом в пространстве-временном континууме. Линейка… Читать далее

25/12/2024

Терпение – не добродетель, а стратегия преодоления жизненных задержек

Новое исследование ставит под сомнение вековое представление о терпении как о моральной добродетели, показывая, что… Читать далее

21/12/2024

Анализ бега австралопитека: Как мы в разы увеличили скорость бега за 3 млн. лет эволюции

3D-модели Australopithecus afarensis указывают на мышечные адаптации, которые сделали современных людей лучшими бегунами. Древние родственники… Читать далее

20/12/2024

Рои роботов, схожие на муравьев, поднимают тяжелые предметы и перепрыгивают через препятствия

Ученые из Южной Кореи разработали рой крошечных магнитных роботов, которые работают вместе, как муравьи, и… Читать далее

19/12/2024