Люди часто отдают предпочтение своей собственной группе — это явление известно как внутригрупповая (или ингрупповая) предвзятость (или фаворитизм). Однако исследование, проведенное в Университете Огайо, показывает, что атеисты, возможно, идут наперекор этой распространенной тенденции, чтобы противостоять стереотипу об аморальности. В своем исследовании ученые обнаружили, что в то время как христиане проявляют внутригрупповую предвзятость к собратьям-христианам в экономической игре, атеисты не проявляют подобной предвзятости к другим атеистам.
Результаты исследования были опубликованы в 2017 году в Journal of Experimental Social Psychology.
Коллин Коугилл, ведущий автор исследования и доктор философии, объясняет:
«Возникновение так называемых “новых атеистов” около десяти лет назад в сочетании с продолжающимися “культурными войнами” между религиозными и светскими группами в США привело к тому, что атеисты как группа населения в последние годы приобрели беспрецедентную известность в этой стране, хотя их распространенность лишь постепенно увеличивалась. Это вызвало особый интерес к исследованиям антиатеистических предрассудков в социальной психологии».
Коугилл добавляет, что атеисты сталкиваются с широко распространенными стереотипами аморальных и недостойных доверия людей, что, по понятным причинам, вызывает у многих беспокойство. «Меня в первую очередь интересовало, как сами атеисты реагируют на эти негативные стереотипы», — говорит она.
Психологические исследования показали, что люди, подверженные негативным стереотипам, не просто принимают их. Напротив, они часто реагируют так, чтобы опровергнуть эти представления.
«Психологические исследования неоднократно демонстрировали, что люди, сталкивающиеся с негативными стереотипами, не являются пассивными наблюдателями этого социального ландшафта, а скорее подвержены влиянию и динамично реагируют на негативные суждения на уровне группы, важные для их идентичности», — сказала Коугилл.
Она выделяет концепцию стереотипной угрозы — страх, что результаты деятельности человека подтвердят негативный стереотип о его группе, что приведет к снижению производительности независимо от фактических способностей. Коугилл также упоминает угрозу идентичности, когда дискриминация или унижение по признаку принадлежности к группе заставляет людей действовать таким образом, чтобы опровергнуть негативные стереотипы.
«Именно эти рассуждения привели меня к гипотезе о том, что поведение атеистов по отношению к христианам в экономических играх может отличаться от поведения христиан по отношению к атеистам», — объясняет Коугилл. «Подобно тому, как многие белые американцы часто подвергаются стереотипам расизма и, как показывают исследования, особенно мотивированы понравиться чернокожим американцам во время межрасового общения, я подумала, что атеисты будут уникально мотивированы опровергнуть негативные стереотипы о своей аморальности или ненадежности во время общения с христианами».
Чтобы проверить это, Коугилл выбрала экономическую игру для измерения таких качеств, как щедрость и справедливость — качеств, связанных с представлениями о морали.
Результаты подтвердили ее гипотезу:
«Во многих исследованиях наши участники-атеисты вели себя более справедливо по отношению к партнерам, которых они считали христианами, чем наши участники-христиане по отношению к партнерам, которых они считали атеистами».
Однако эти эффекты исчезали, когда религиозная идентичность скрывалась (скрывалась только идентичность распределяющего деньги).
«В этих условиях атеисты и христиане демонстрировали одинаковую типично наблюдаемую внутригрупповую предвзятость, что исключает возможность того, что результаты могут быть полностью объяснены дискриминацией со стороны христиан», — отметила Коугилл.
В эксперименте использовалась модифицированная версия игры «Диктатор», в которой один участник («диктатор») решает, как разделить денежное вознаграждение с другим, который может принять только то, что ему предлагают.
Благодаря игре "Диктатор" мы ранее узнали, что различия в щедрости людей также обусловлены генетически(степень щедрости коррелирует с длиной всего одного гена).
В ходе пилотного исследования, в котором приняли участие 205 человек, люди предположили, что атеисты будут несправедливо относиться к христианам. Но в ходе трех экспериментов с участием почти 1200 жителей США выяснилось обратное.
Коугилл размышляет:
«Я думаю, что обычный человек должен понимать, как стереотипы, которыми насыщено наше общество, могут создавать различные подтексты при взаимодействии между людьми, часто заставляя людей преследовать разные цели при общении и сотрудничестве».
Она продолжает:
«Зачастую мы даже не осознаем напрямую эту динамику. Мы впитываем то, что наше общество отражает нам о том, как воспринимать группы людей, как воспринимать себя и как другие воспринимают нас, а затем переносим эти ожидания в наше повседневное взаимодействие, что приводит к множеству неожиданных результатов, как положительных, так и отрицательных».
Когда религиозная принадлежность участников была известна, христиане давали больше денег своим собратьям, чем атеисты. Однако атеисты не проявляли такого же предубеждения: они давали одинаково много и атеистам, и христианам.
Когда религиозная принадлежность участников была скрыта, атеисты давали больше собратьям-атеистам, возможно, испытывая меньшее давление, чтобы противостоять стереотипу об аморальности. Поведение христиан осталось неизменным.
«В данном случае атеисты, похоже, были мотивированы негативными стереотипами, чтобы вести себя более просоциально», — говорит Коугилл. «Хотя это может показаться чистым плюсом, механизмы, действующие в данном случае, могут нести в себе и более неприятные последствия».
Она добавила:
«Я думаю, весьма показательно, что атеисты, возможно, настолько остро осознают негативные стереотипы о себе, что в их поведении наблюдаются заметные различия по сравнению с христианами даже в этом небольшом, с низкими ставками типе взаимодействия. Возможно, на каком-то уровне они осознают довольно серьезное клеймо, связанное с их идентичностью».
Коугилл поднимает важный вопрос:
«Может ли это стигматизированное сознание создавать препятствия для талантливых атеистов, желающих участвовать в политических выборах или возглавить благотворительную организацию — деятельность, которая, как можно сказать, требует надежной репутации?»
Она предполагает, что эти скрытые издержки негативных стереотипов до сих пор остаются в значительной степени непризнанными.
Исследование имеет свои ограничения.
«Всегда стоит помнить, что различия в поведении христиан и атеистов, наблюдаемые здесь, хотя и маловероятны из-за случайности, учитывая количество участников и количество повторов, могут объясняться какими-то альтернативными версиями, которые исследователи упустили из виду», — говорит Коугилл. «Мы сделали все возможное, чтобы исключить альтернативные объяснения, например, что атеисты просто подвергаются дискриминации со стороны христиан, но, конечно, полной уверенности достичь невозможно».
Некоторые критики сомневаются в том, что атеисты вообще считают себя частью сплоченной группы.
Коугилл предлагает:
«Я думаю, что в будущем следует продолжить изучение того, как атеисты, агностики или религиозные меньшинства, такие как мусульмане, влияют и реагируют на негативные стереотипы или даже откровенную дискриминацию в отношении своих групп».
Она также предлагает изучить потенциальные негативные стороны осознания стереотипов, например, приводит ли это к стереотипной угрозе при решении моральных задач или вызывает долгосрочные негативные последствия для здоровья.
В итоге Коугилл подчеркивает необходимость проведения дополнительных исследований того, как эти стереотипы и поведение, на которое они вдохновляют, влияют на человека:
«Будущая работа также должна быть направлена на изучение некоторых отрицательных сторон осознания этих негативных стереотипов о своей группе».
«Демонстрируют ли атеисты эффект стереотипной угрозы в заданиях, которые описываются как связанные с моральной компетентностью? Ограничивает ли стигматизация сознания атеистов или религиозных меньшинств в значительной степени или приводит к негативным последствиям для здоровья? Все эти вопросы остаются практически неизученными или нуждаются в более глубоких исследованиях».
Cowgill, C. M., Rios, K., & Simpson, A. (2017). Generous heathens? Reputational concerns and atheists’ behavior toward Christians in economic games. Journal of Experimental Social Psychology, 73, 169–179. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2017.06.015 (полный текст исследования доступен на ResearchGate)
Вас также может заинтересовать:
Курение табака и воздействие Солнца являются двумя основными экологическими детерминантами воспринимаемого старения. Ученые изучили 186… Читать далее
В исследовании, опубликованном в Journal of Anatomy в 2020, учёные продемонстрировали еще одно анатомическое свидетельство… Читать далее
Дофамин — ключевой нейротрансмиттер, который, как известно, регулирует мотивацию и обучение на основе подкрепления. Хотя… Читать далее
Новый систематический обзор, опубликованный в журнале Addictive Behaviors, не подтверждает тезис о том, что каннабис… Читать далее
Рост сосудов в костном мозге черепа на протяжении всей жизни приводит к увеличению выработки клеток… Читать далее
Исследование Тель-Авивского университета может изменить наше понимание того, как люди учатся и формируют память, особенно… Читать далее