Эта статуэтка птицы – самое древнее трехмерное искусство из когда-либо обнаруженных в Восточной Азии

Эта крошечная фигурка птицы – самая старая трехмерная скульптура, когда-либо обнаруженная в Восточной Азии. 

Фигурка, известная как птица Линцзин, была вырезана из кости животного около 13 400 – 13 200 лет назад. Скульптура длиной чуть менее 2 сантиметров и высотой 1,2 сантиметра дает исследователям свежую идею о том, как трехмерные изображения появились в разных культурах по всему миру. 

Птица Линцзин была обнаружена в 2005 году во время археологических раскопок возле Линцзин в китайской провинции Хэнань. В исследовании, опубликованном вчера в журнале PLOS One, группа ученых из Университета Бордо во Франции и Университета Шаньдун изучила статуэтку с использованием радиоуглеродного датирования и множества методов визуализации, заключив, что статуэтка была вырезана не менее 13 200 лет назад.

Команда использовала методы визуализации объекта, чтобы понять, как доисторический художник создал статуэтку. Наряду с выделением тонких следов вздутия и соскабливания на внешнем слое скульптуры, при сканировании была обнаружена внутренняя сеть кровеносных сосудов внутри кости, что свидетельствует о том, что она была извлечена из кости конечности у млекопитающего среднего размера. 

Человек-лев
Человек-лев

До этого открытия самой старой из известных фигурок этого региона было 8500 лет. Хотя птица Линцзин является старейшим примером трехмерного искусства в Восточной Азии, более старые примеры были найдены в других частях света. Самый старый из известных неоспоримых примеров изобразительного искусства – человек-лев из Хохленштайн-Штадель. Обнаруженный в пещере на юго-западе Германии, он представляет собой невероятно детализированную скульптуру наполовину льва, наполовину человека, вырезанную из гигантской слоновой кости между 35 000 и 40 000 лет назад. Широко распространено мнение, что скульптура была сделана людьми, но исследователи не могут исключить возможность того, что она была создана неандертальцем. 

Птицы – общая тема в древних и доисторических восточноазиатских произведениях искусства. Есть пример скульптуры нефритовой птицы из Китая, датируемой около 5000 лет назад. Однако точное значение этой крошечной фигурки птицы неясно. 

Искусство каменного века и другие акты доисторического творчества поднимают невероятно глубокие вопросы о человечестве. Почему группа охотников-собирателей, которые постоянно борются за то, чтобы есть, укрываться и избегать смерти, тратят часы на создание объекта, который не имеет непосредственного практического назначения? Что касается этой птицы, возможно, она служила какой-то духовной или церемониальной цели, возможно, они просто скучали и лепили птицу, чтобы скоротать время. Определенных ответов нет, но это говорит о том, что доисторические люди – как и люди сегодня – могут испытывать глубокую потребность описывать мир вокруг себя через искусство.

DOI: 10.1371/journal.pone.0233370


Вас также может заинтересовать: